Знание Атмана
Индуизм, значение символов, ведические знания и практика
Тримурти (санскрит: त्रिमूर्ति trimūrti, буквально: «Три формы» или «троица») — три аспекта или проявления Брахмана (высший, универсальный принцип бытия, высшая Истина и причина существования Вселенной). Тримурти выполняют космические функции создания, сохранения и преобразования Творения на всех уровнях бытия. Символически Тримурти выражены в виде трёх Богов: Брахма — творец, Вишну — хранитель, Шива — разрушитель и преобразователь.
Индуизм воспринимает и изображает всю жизнь как постоянный, продолжающийся, бесконечно развивающийся цикл, состоящий из череды периодов активности и бездействия, проявления и распада, другими словами — «жизнь», «растворение» и «возрождение» вселенной.
На санскрите эти обширные периоды универсальной активности и бездействия известны как Манвантара и Пралайя. Их ещё называют «Дни и Ночи Брахмы». Брахма означает саму Вселенную, поэтому Дни и Ночи Брахмы — это просто дни и ночи Вселенной, её циклическое появление и растворение. Их также называют выдохом и вдохом, циклами великого Божественного Дыхания.
Причина, по которой индуизм описывает вселенную и всё, что в ней, как «майю» — иллюзия, заключается именно в этом: её непостоянство, её конечная природа, её изменчивость и предельная временность.
Когда происходит полное растворение материальной вселенной, остаётся только Единая Высшая Реальность, и это Само Абсолютное Бесконечное существование или бытие. Это Великое Неопределимое, Великое Неописуемое. Это То, что называют Брахманом, не Брахмой, а Брахманом. Это то, кем и чем мы являемся на самом деле, в нашем собственном Реальном Я и сущностной природе чистого вечного Духа.
Индуистские писания говорят нам: «Вы – Брахман; в высшей части вашего существа вы буквально одно и то же, что и это Абсолютное Бесконечное Божественное Сознание; Брахман – это всё и во всём!»
Брахман есть Абсолют, Бесконечное, Беспредельное, Необусловленное и Непроявленное, Он находится выше и за пределами всякого имени, всякой формы, всей материи, всего проявления и всего конечного, обусловленного и дифференцированного, хотя в то же время всё, что соответствует этому описанию, безусловно, пронизано Брахманом, поскольку Брахман — это всё, что существует.
Как же возникает эта проявленная вселенная, учитывая, что Брахман абсолютен, бесконечен и неизменен и, следовательно, не может иметь никакой активной связи с конечным, проявленным и изменчивым? На этот вопрос отвечает индуистское учение о Триурти — Брахма-Вишну-Шива.
В Мундака-упанишаде, которая является пожалуй одной из самых глубоких, эзотерических и древних Упанишад, Брахман описывается в самом первом стихе как «Бесконечное Божество», а затем говорится, что в начале каждого вселенского цикла возникает Брахма, он проецируется из Брахмана, и что Брахма — это «эволюционная энергия», которая есть Вселенная. Далее в этом важном Писании говорится, что Брахма – живая вселенная – «воплощает процесс эволюции в имя и форму, благодаря которым Единый [Брахман] кажется многим».
В концепции Тримурти, Брахму называют Творцом, Вишну называют Хранителем. Шиву называют Разрушителем или преобразователем.
Брахма, Вишну и Шива — это не три разных существа, не три разные сущности. На самом деле, они вообще не существа и не сущности — это три различных аспекта одной всеодушевляющей Жизни или Бытия Вселенной. Это очень важно понимать.
Далее мы будем говорить о творение в масштабах Вселенной, но всё сказанное относится к процессу бытия и существования любой вещи, явления и живого существа материального мира, как тонкого так и более грубого уровня.
Брахма — это особая великая Энергия эволюции, эманации, проявления и самый первый свет, излучаемый Брахманом каждый раз, когда возникает Вселенная, поскольку Брахма — это сама Вселенная. Брахму называют Вселенским Разумом или Божественным Разумом, Божественной Вселенской Идеей, и весь необходимый «материал» для проявления исходит из Брахмы и через него на заре Времен.
Хотя Брахму в народе называют Творцом, индуизм на самом деле не учит творению, а учит эманации и эволюции. Говорится, что не существует такой вещи, как «творение», поскольку ничего нового (т. е. никакой новой вещи) никогда не может быть создано, потому что существует только Абсолютное, Бесконечное, Безусловное в котором содержится всё существование от идей до их результатов.
Итак, Брахман, «Бесконечный Бог», не является Творцом, Он эманирует Себя через Себя, внутри Себя и как Себя. И именно Брахма есть тот кто развивает Творение придавая ему новые формы.
Вишну — это особая великая Энергия, которая сохраняет, поддерживает и обеспечивает сохранение и продолжение того, что было создано. Поскольку Брахма действительно имеет полное выражение только на начальных стадиях бытия вселенной, а Шива имеет полное выражение только на заключительных стадиях бытия Вселенной то, именно Вишну несет ответственность за всё, что происходит между зарождением и растворением.
«Вишну» буквально означает «Всепроникающий», его также называют Нараяна, «Дух Божественных идей, который движется по водам Космического пространства»
Как мы говорили ранее, Брахма, Вишну и Шива — не три разных существа, а три разных аспекта единой всеодушевляющей Жизни Вселенной.
Вишну часто представляют и изображают в индуизме как общее олицетворение единого Вселенского Господа Жизни Вселенной. В то же время другие ветви индуизма предпочитают представлять и изображать Шиву как полную персонификацию Ишвары (Господа).
На самом деле здесь нет никакого противоречия или серьезного несоответствия, потому что Брахма-Вишну-Шива не трое, а один, проявляющийся тремя разными способами в три разных момента времени. Это полностью вопрос личного выбора и предпочтений относительно того, называет ли человек всеодушевляющую Жизнь Вселенной Вишну, Шивой или Брахмой. Троица – это один в трёх и три в одном.
Шива — это особая великая Энергия, которая вступает в полную силу в конце Дня Брахмы, в конце Манвантары, в конце Вселенского Цикла, причем продолжительность жизни Вселенной, как говорят, составляет 311 040 000 000 000 лет.
Шива — это сила кульминации, завершения, растворения, распада и разрушения, но это не отрицательная или плохая роль, которую нужно играть… это абсолютная необходимость для того, чтобы вызвать конец вселенной и ее последующее растворение и абсолютное поглощение Брахманом до следующего Вселенского Цикла после периода покоя и бездействия той же продолжительности, что и период активности, а именно совершенно немыслимых 311 040 000 000 000 лет.
Шива не только Разрушить, но и Преобразователь, поскольку задача всеобщего растворения и разрушения позволяет вселенной возродиться на все более и более высоком уровне эволюции, когда Махапралайя в конечном итоге подойдет к концу. Именно по этой и другим причинам Шиве присвоен титул «Махадева», что означает «Великий Бог» или «Высшее Божество».
Концепция Тримурти иллюстрирует циклическую природу существования, где создание, сохранение и разрушение взаимосвязаны. Она подчеркивает идею о том, что божественное проявляется в различных формах, выполняя разные роли, поддерживая баланс во вселенной.
Тримурти представляют три аспекта на каждом уровне бытия. Они существуют как внутри творения, так и вне его. Они присутствуют в нас также как сознание, энергия, сила воли, мысли, эмоции и характер.
Вся вселенная соткана из трех сил и поддерживается тремя принципами. Следовательно, Тримурти в разных соотношениях присутствуют в каждом объекте и аспекте вселенной.
Нужно иметь ввиду, что символика каждого в рамках Тримурти ограничена их функциональными аспектами, но в концепции Ишвары (проявление Брахмана с атрибутами) каждый из них обладает большими полномочиями и силами, особенно это выражено в таких направлениях индуизма, как шиваизм и вайшнавизм.
В древних текстах три бога символизируют землю, воду и огонь:
Брахма представляет землю. Он — исходная сила и творец всей жизни. Он несет ответственность за созидание и развитие жизни. Брахму часто изображают с четырьмя головами, каждая из которых обращена к сторонам света, что символизирует его всеобъемлющее знание и вездесущность. В руках он держит веды, лотос, чётки и сосуд с водой.
Вишну олицетворяет воду, что символизирует его роль носителя жизни. Он — защитник Творения, известный тем, что поддерживает добро и созидание, и отождествляется со своими воплощениями — Кришной и Рамой. Вишну обычно изображается с четырьмя руками в которых он держит диск-чакру, раковину, булаву и лотос.
Шива олицетворяет огонь и считается разрушительным проявлением Тримурти. Его также рассматривают как положительную силу, которая очищает и уничтожает зло, прокладывая путь к новому творению и новому началу. Шиву часто изображают трёхоким, с полумесяцем на голове и змеей на шее, в руказ он держит трезубец. Он связан с аскетизмом, медитацией и духовным просветлением.
В статье присутствуют изображения Брахмы, Вишну и Шивы, потому что интересно и полезно посмотреть, как они изображаются и символизируются в антропоморфном виде в индуистских религиозных произведениях искусства. Во всех тонкостях и деталях индуистского искусства заключено глубокое символическое значение, которое помогает понять, чем пользоваться и руководствоваться, чтобы достичь результатов и умений изображаемых божеств.
Но ясного и точного понимания предмета невозможно достичь, пока мы пытаемся спустить духовное и божественное на человеческий уровень, буквально воспринимая изображение вселенского бытия и его проявлений (аспектов и форм) в человеческом виде.
Тримурти — Брахма, Вишну и Шива — это не три отдельных антропоморфных существа, господствующие в небесных сферах, подобно трем великим правителям Вселенной; это три различных аспекта одной всеодушевляющей Жизни Вселенной. Эта «Жизнь Вселенной» и есть сама Живая Вселенная, в её высших и метафизических измерениях.
Не тройственная Личность, а тройственный Принцип, Тримурти Брахмы-Вишну-Шивы исходит из Брахмана, а из Брахмы-Вишну-Шивы исходит вся проявленная вселенная в виде Шакти.
В Чандогья-упанишаде об этом говорится так: «Эта вселенная возникает из Брахмана, существует в Брахмане и вернется в Брахман. Воистину, всё есть Брахман».
«В начале было только Бытие, одно без второго. Из Себя Он породил космос и вошел во всё, что в нём. Нет ничего, что не исходило бы от Него. Из всего Он — самое сокровенное Я. Он — истина. Он — высшее Я. Ты есть То, сын мой, ты есть То».
Автор статьи: Татьяна Славинская
Написать комментарий
Контакты:
admin@atmajnana.ru
© Atmajnana
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на atmajnana.ru и указание имени автора обязательны.