Знание Атмана
Индуизм, значение символов, ведические знания и практика
Вопреки распространенному заблуждению, индуизм не является ни политеистическим, ни монотеистическим в том смысле, в каком его обычно понимают приверженцы авраамических религий.
Для большинства людей, которые привыкли думать о божестве как о сущности веры и поклонения, тенденция заключалась бы в том, чтобы определять религии как имеющие одного Бога, много богов или вообще ни одного.
Однако это упрощенное обобщение упускает из виду и мешает понять кто такой Бог и истинную природу божественности в индуизме, как и в случае с дхармическими религиями в целом.
Дополнение: Индуизм включает в себя духовно-философские традиции, уходящие корнями в коллективные учения древних риши, изложенные и закодированные в Ведах. Риши — ведические мудрецы и провидцы; просвещенные мужчины и женщины самого раннего периода цивилизации.
Фундаментальными характеристиками, общими для всех индуистских традиций, являются филосовско-исследовательская сосредоточенность Вед, образ жизни, основанный на Дхарме (нравственные устои), и практическая духовность, систематизированная в различные дисциплины йоги.
Индуизм, вайдхика-дхарма (ведическая дхарма), санатана-дхарма (вечная дхарма) и ведическая духовность — термины-синонимы.
Основными принципами божественности в индуизме являются Брахман, Ишвара и Дэвы.
В традиции адвайта-веданты принципы божественности представляют собой реальности бытия, которые йоги стремятся понять с помощью знаний и опыта. Индуистские философы признают существование на трех уровнях реальности, а именно. Парамартика Сатта (Абсолютная Реальность), Вьявахарика Сатта (Эмпирическая Реальность) и Пратибхасика Сатта (Кажущаяся Реальность).
Кажущаяся реальность — это восприятие воображаемой конструкции, например сновидения индивидуальным разумом. Эмпирическая (познаваемая) реальность – это восприятие мира посредством органов чувств и разума. Обе эти реальности эфемерны и устранимы. Ни во внешнем мире, ни в воображении ума не существует формы, существующей в своей завершенности, которую нельзя было бы далее разделить, изменить или отринуть. Ни один объект не существует независимо по отношению к чему-то другому. Следовательно, наше восприятие видимого и эмпирического мира является лишь относительной реальностью по отношению к тому, чем оно является в основе своей.
Индуизм утверждает, что бытие (жизнь) не просто относительно, но действительно реально, фундаментально и абсолютно. Та постоянная реальность, которая по своей природе отлична от эмпирического и видимого, представлена принципом Брахмана. Брахман есть Абсолютная Реальность. Брахман является высшим принципом в индуизме. Индуистская философия говорит, что Брахман трансцендентен, а также имманентен (проявлен во всём) этому миру, потому что что-то (мир) не может просто возникнуть из ничего, а источник, который должен быть одновременно материальной и действующей причиной, сам по себе не может быть предметом изменения и непостоянства.
Брахман — то, что невозможно до конца познать, основа всех вещей. Это адхиштанам, основа вселенной. Классическая метафора, используемая в Адвайта Веданте для объяснения этого, — «веревка и змея». В полумраке комнаты моток веревки кажется неосведомленному человеку устрашающей змеей. Хотя змея — это просто видимость, которую разум человека накладывает на реальную веревку, тем не менее, змея не могла бы появиться без такой основы, как веревка. Кажущаяся и эмпирическая реальность не может появиться без лежащего в основе неизменной универсальной основы, Брахмана.
satyaḿ-jñānam-anantaḿ brahma
Брахман есть Абсолютная Истина, Знание, Бесконечность.
Яджур Веда, Тайттирия Упанишада 2.1.1
Термин «Брахман» происходит от санскритского глагольного корня bṛh, который означает «расти» или «расширяться». Таким образом, этот термин переводится как «Основа» или «Абсолют». Это не относится к качеству таких вещей, как «бескрайний океан» или «бесконечное небо». Брахмана нельзя постичь как вещь. Вещь, познаваемая нашими чувствами и разумом, всегда конечна. Веданта определяет «конечное» как то, что можно разграничить и описать с помощью деша «пространственного», кала «временного» и васту «объектного». Абсолютная Реальность превосходит параметры конечности. Брахман — это Анантам «Бесконечность». Бесконечность по своей сути безгранична, неизменна и постоянна; следовательно, это истина, которую нельзя отрицать. Брахман — это сатьям «Абсолютная Истина»
Ничто не существует независимо от Брахмана. Весь мир восприятия появляется только в нашем сознании. Хотя содержание сознания продолжает меняться, само сознание или принцип знания остается неизменным. Брахман — это Джнанам, «Абсолютное Знание». Точно так же, как универсальное пространство одно и то же с пространством во многих различных чашах, так и Брахман является лежащим в основе Чистым Осознанием, одним и тем же с осознанием во всех существах. Это основа, внутри которой появляется эмпирическое познающее и познаваемое. Брахман — это Адвайтам, «недвойственный». Это принцип единственности Сознания. Цель практик йоги — осознать свое истинное Я как в основе своей тождественное Брахману, Абсолютной Реальности, как провозглашают Веды, айам атма брахма, «Это Я есть Брахман».
prajñā pratiṣṭhā prajñānaṃ brahma
Чистое Сознание — основа всего; Чистое Сознание — это Брахман.
Риг Веда, Айтарейя Упанишада III-i-3
Монистический (единый) принцип вечного, бесконечного и неизменного Брахмана несовместим с концепцией «Единого Бога», пропагандируемой в антропоморфном монотеизме авраамических религий. Которые верят в «личность» Бога, таких как «Иегова» или «Аллах», пребывающего в далеком месте и отделенного от всех существ. Личность, находящаяся в определенном месте и действующий в линейном времени, не бесконечен. Брахман не является личностью. Это не «он» или «она». Этимология самого слова «Брахман», будучи существительным среднего рода, уже подразумевает отсутствие пола и личности. Он вне личности.
Согласно авраамическим воззрениям, высшим принципом божественности является Бог-Творец, а люди являются сотворенными существами. Бог-Творец требует от людей верить в Его существование, хранить верность Ему, не поклоняясь другим, и подчиняться Его религии и законам. Те, кто поступает иначе, будут осуждены и наказаны Им вечными страданиями.
Брахман — это не Бог-Творец, а ваше истинное Я — не продукт сотворения. Брахман не желает и не требует вашей веры, послушания и верности. Брахман не судит и не наказывает вас. В традиции адвайта-веданты верования и догмы не имеют большого значения. На самом деле никогда не было построено ни одного храма для поклонения безличному Брахману. Высший принцип в индуизме не является объектом убеждения и веры; это предмет вашего собственного Самосознания, которое вы можете реализовать под руководством и в процессе духовной йоги.
Индуистский принцип Брахмана более уместно сравнивать с Шуньятой Махаяны буддизма, Дао даосизма и Ками синтоизма.
Автор статьи: Ракеш Наир — наставник и учитель ведической философии и йоги (yogirakesh.com).
Перевод статьи: Татьяна Славинская
Написать комментарий
Контакты:
admin@atmajnana.ru
© Atmajnana
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на atmajnana.ru и указание имени автора обязательны.