Карта символов
Значение символов, древние знания и практика
Все, кто знаком с образами Шивы и Парвати по легендам, видят их как божественную пару. Однако их подлинная суть выходит далеко за рамки этих персонажей, открывая фундаментальные принципы бытия. Парвати – это сама Шакти (Сила) – динамический аспект Сознания то есть Шивы, в котором он являясь всеобъемлющим Абсолютом (чистой Основой всего сущего), обретает собственную пульсацию и возможность познать Себя в множестве форм, одухотворяя всё мироздание как проявление Своего вечного самовыражения
Парвати, чьё имя переводится как «Дочь горы», является милостивым воплощением Ади Шакти – изначальной, высшей энергии Абсолюта. В ней космическая сила (Шакти) обретает узнаваемые и любящие черты, чтобы стать матерью, супругой и вдохновительницей всего сущего. Она являет собой совершенный синтез двух путей: она – идеальная грихастха (хранительница семейного очага) и при этом величайшая йогини, чьей аскезе нет равных. Именно её любовь и преданность становятся той силой, что вовлекает Шиву, Владыку Йоги (Йогешвару), в творение и поддержание мира.
• Лотос (падма). Символизирует её абсолютную чистоту и способность пребывать в мире, оставаясь незатронутой его иллюзиями и привязанностями, подобно лотосу, произрастающему из ила, но не запачканному им.
• Чётки (мала). Указывают на её роль вечной практикующей. Они – символ духовной дисциплины, медитации и важности джапы (многократного повторения мантр) как средства глубокого сосредоточения и единения с Божественным.
• Зеркало. Атрибут, подчеркивающий её как принцип вимарши – самосознания Абсолюта. Она – «зеркало», в котором Шива познаёт Свою собственную бесконечную природу и красоту.
• Лев / Тигр. Символизирует её грозную форму Дурги. Это знак её абсолютной власти над любыми силами хаоса, способности контролировать собственные страсти (внутренний тигр) и неустанно защищать мировой порядок и добродетель.
Через свою лилу (божественную игру), описанную в Пуранах, Парвати выполняет ключевую миссию: она является тем динамичным началом, которое вовлекает отстранённый аспект Сознания (Шиву) в многообразие творения, порождая гармонию, красоту и, прежде всего, семью – прообраз всей полноты и взаимосвязи проявленной Вселенной.
В кашмирском шиваизме Парвати почитается как Шакти – не просто супруга Шивы, а его собственная динамичная, творящая природа. Она – неотъемлемая сила (вимарша-шакти) абсолютного Сознания (Шивы), которое представляет собой чистый, недифференцированный Свет (пракаша).
Шива и Шакти – это две нераздельные стороны одной и той же Высшей Реальности. Если Шива – это бесконечный потенциал бытия, опора, дух и сознание всего сущего, то Парвати-Шакти – это его пульсирующая, самоосознающая энергия.
1. Пульсация Абсолюта. Творение начинается не как акт воли отдельного существа, а как спонтанная, блаженная пульсация (спанда) внутри самого Абсолюта. Эта пульсация – и есть Шакти. Она – первое движение, «Я есмь» Шивы, его пробуждение к Самопознанию.
2. От замысла к форме. Шива содержит в себе все миры как чистые замыслы. Парвати – это энергия действия (крия-шакти), которая является волей Шивы к воплощению этих замыслов. Она – та самая мощь, которая превращает идею в реальность, разворачивая всю вселенную из самой себя.
3. Свобода через самоосознание. Именно благодаря Шакти Шива реализует свою абсолютную Свободу (сватантрия). Он свободен быть не только Единым, но и Многим. Шакти – это его способность быть и Творцом, и самим Творением одновременно. Весь проявленный мир – это не что-то отдельное от него, а его собственная игра (лила), возможная только через его же энергию – Парвати.
Таким образом, на макрокосмическом уровне Парвати – это сама динамичная, живая Вселенная. Она – божественная сила (майя-шакти), которая, оставаясь нераздельной с Абсолютом, позволяет Ему переживать Себя в бесконечном многообразии форм, в вечном танце творения, сохранения и растворения.
На уровне нашего сознания история Парвати и Шивы, которая обычно описывается в пуранах как захватывающая легенда, предлагает два мощных урока: один для духовного пути, а другой – для гармонии в земных отношениях.
На уровне личных отношений история Парвати и Шивы – это не история жертвы или отказа от себя, а история глубокой созвучности душ. Ключевой урок заключается в том, что истинная близость рождается не из требования изменений ради партнера или переделывания партнера, а из искренней любви к самой сути партнера, к его увлечениям и внутреннему миру.
Парвати не пришлось «менять себя» ради Шивы; ее собственная душа от природы тяготела к аскезе, йоге и глубине. Именно это внутреннее родство позволило ей не просто «принять» его образ жизни, а с радостью и страстью разделить его. Ее подвиг был не в отказе, а в самореализации через любовь. Этим созвучием она резонировала с той частью природы Шивы, которая была способна на семью и творение, позволив ей проявиться в полную силу.
Так что, история Парвати и Шивы – это история в которой образно изложено руководство к действию. Истинная близость рождается из любви к сути партнера которая возможна только при условии изначального, глубинного созвучия душ.
Выбирать своего партнера, основываясь на принципе Парвати и Шивы, означает сознательно искать глубинное единство, а не поверхностное соответствие. Речь идет не о статусе, размере зарплаты или модных хобби, а о близости внутренних «я». Выбирать лучше того, чья суть уже резонирует с вашей на уровне ключевых жизненных ценностей: одинаковое отношение к личной свободе и достоинству, схожая потребность в покое или активности, общее понимание важности развития и самореализации.
Ваш избранник или избранница – это тот человек, которому не нужно объяснять личные фундаментальные стремления, потому что его собственная душа тяготеет к схожей глубине. Выбирая такого человека, вы устраняете необходимость «переделывать» его или наоборот подстраиваться под него, потому что вы изначально соединяетесь с тем, кто готов с радостью и страстью украсить и обогатить ваш внутренний мир и свой собственный. Это выбор не потенциала, а подлинности.
На духовном уровне бхакти Парвати – это аллегория тотальной направленности сознания к своему Источнику (Шиве). Ее аскеза – это символ йогической концентрации, процесса, в котором индивидуальная душа (джива), воплощенная как Парвати, отбрасывает все преходящее и ложное, чтобы осознать свою изначальную тождественность с Абсолютом.
В этом контексте ее любовь – метафора однонаправленной преданности (бхакти), желания полной сонастройки со своей Сутью (процесс пратьябхиджни – узнавания себя в Божественном). Через эту беспрерывную направленность (которую символизирует ее чётки-мала и практика джапы) она не «завоевывает» Шиву, а проявляет свою изначальную с ним нераздельность. Это путь, на котором душа (шакти) через любовь и сосредоточение осознает, что она всегда была единой с Сознанием (шактиманом).
В родословных которые изложены в пуранах содержатся этапы пути, которые должен пройти человек чтобы преобразовать и очистить своё сознание для определённых задач, которые он ставит перед собой.
Это не рассказ о предках, а описание устройства нашей психики и этапов её преобразования. Каждое божество в цепи — это определённый пласт нашего сознания или этап внутренней работы.
Практически все истории из пуран это инструменты для работы с сознанием изложенные языком образов, а не легенды. Тоже самое касается родословной Парвати. Это аллегорическая картина внутренней алхимии, где рождение Парвати венчает этапы глубокой работы души над собой. Давайте пройдем по этому пути, где каждый предок – это этап вашей личной трансформации.
I. Начало проявления
1. Брахма (Творец): исходный код сознания
• Принцип: Чистый, недифференцированный потенциал творения. Это наша собственная изначальная, причинная природа, корень индивидуального сознания (дживатмы).
• Роль в цепочке: Источник, который должен начать проявляться.
2. Сваямбхува Ману и Шатарупа (проявление из Брахмы)
• Принцип: Они возникают из двух частей на которые Брахма поделил себя в процессе творения. Это символизирует переход сознания от единства к двойственности (Дух/Форма).
• Ману: Принцип Дхармы (Закона) и Порядка в сознании.
• Шатарупа: Принцип Формы и Множественности (способность сознания к проявлению).
II. Установление Основы и Закона
3. Химаван (Сын Брахмы): Сознание укоренившееся в практике.
• Принцип: Непоколебимое, стабильное сознание, основанное на чистой Дхарме и тапасе (сосредоточении). Это внутренняя «ось» аскета, утвержденная в чистом, но безличном сознании.
• Проблема этого уровня: Сознание статично. Ему не хватает динамики, «сердца», энергии для финального слияния.
4. Союз Дакши и Прасути
• Дакша (Сын Брахмы): Принцип ритуального порядка, структурированного космоса, закона причины и следствия (Карма-канда).
• Прасути (Дочь Ману и Шатарупы): Принцип Продуктивности и Порождения. Она символизирует, что Закон и Порядок (Дакша) должны приносить плоды, чтобы продолжить эволюцию.
III. Преобразование кармы
5. Свадха (Дочь Дакши и Прасути) + Питары
• Питары: символизируют накопленный кармический и психический багаж (самскары).
• Свадха: Её имя – «подношение». Это энергия осознанного преобразования (Шакти), которая рождается из Закона (Дакша) и Продуктивности (Прасути). Это важно, поскольку Свадха управляет и направляет карму (Питаров) с помощью структуры и порядка которые она унаследовала от отца. Она перенаправляет силу самскар, превращая кармический долг в топливо для духовного роста.
IV. Рождение чистоты и Силы
6. Мена (Дочь Питаров и Свадхи): Очищенный Ум
• Принцип: Очищенное, саттвичное индивидуальное сознание, готовое к бхакти. Мена – это ум (манас), очищенный от грубых желаний (благодаря работе Свадхи). Это сознание, которое больше не отождествлено с кармой, но еще не соединено с Абсолютом.
7. Союз Химавана (Стабильное Сознание) и Мены (Очищенный Ум)
• Смысл: Это союз непоколебимого духа (стабильного осознавания) и очищенного сердца/ума (ментальной чистоты). Без этого союза путь невозможен: одинокий аскет (Химаван) сух, одинокий чистый ум (Мена) не имеет опоры.
8. Рождение Парвати (Вспышка Пробужденной Силы)
• Парвати – это наша собственная пробужденная энергия кундалини-шакти, наша тотальная, устремленная преданность (бхакти), которая рождается, когда наше стабильное, чистое сознание (Химаван) соединяется с нашим очищенным умом и сердцем (Мена) в результате внутренней работы по очищению и стабилизации.
V. Символизм Ганги и Парвати
То, что священная река Ганга считается сестрой Парвати, глубоко символично. Ганга – это нисходящий поток Высшего Знания (джняны), сила сознания (чит-шакти), которая омывает и растворяет неведение.
Парвати же олицетворяет восходящую силу интенсивной духовной воли (иччха-шакти) и устремлённости основанной на любви и преданности (бхакти). Так что, две сестры представляют собой два нераздельных аспекта единого процесса: знание нисходит как милость (Ганга), но чтобы его вместить, душа должна проявить полную, устремлённую готовность (тапас, усилие Парвати). Они символизируют две силы, встреча которых рождает освобождение (мокшу).
Тот факт, что обе силы рождены от Химавана (Сознания утвердившегося в практике аскезы и дхармы) и Мены (ума очищенного от всех кармических следов), подчеркивает: Милость обретения Знания (Ганга) и Устремленность (Парвати) могут возникнуть только на фундаменте стабильного, чистого сознания.
Таким образом, вся эта цепочка – инструкция: нельзя сразу «полюбить Бога», минуя этапы внутреннего очищения и стабилизации. Парвати-шакти – это цветок, который расцветает на хорошо удобренной и ухоженной почве вашего собственного существа.
Чтобы перевести эту глубокую аллегорию в конкретный, пошаговый план вашей личной садханы, читайте следующую статью: «9 Шагов Трансформации: Практический Алгоритм Пробуждения по Родословной Парвати». (статья станет доступной в течение недели)
Образ Парвати предстает перед нами, как универсальный ключ к пониманию динамичной вселенной и нашего места в ней. От её конкретных иконографических атрибутов – через грандиозный космический принцип Шакти – к сокровенному символизму её семьи, мы видим единую нить: Божественное познаёт и выражает Себя через самое себя.
История её восхождения к Шиве – это и аллегория пробуждения индивидуальной души, и карта внутренней трансформации, где аскеза духа, принятие сердца и трансформация кармы сливаются в единую силу устремлённости.
Парвати открывает нам, что Божественное – это не далекая вершина, до которого нужно добраться, а та самая основа, по которой мы ступаем, и та самая любовь, что пульсирует в нас, направляя к слиянию с Целым. Она напоминает нам, что конечная цель – не уйти от мира, а увидеть в нем сердцебиение, почувствовать в каждой связи и в каждом действии вечный, одухотворённый танец Шивы и Шакти – сознания и его бесконечной, любящей силы.
Автор статей, исследователь, копирайтер
Что вы думаете о статье?
Нажмите на звезду, чтобы оценить! Или оставьте комментарий ниже.
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 28
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Помогите нам стать лучше!
Расскажите, его вам не хватило в статье?
Начало Возвращение Рамы в Айодхью. Символизм связанный с Дивали 17.10.2025Пураны0 Свет, освещающий ЦарствоДивали (Дипавали) — это главный индуистский
Шри Янтра. Ключ к познанию себя 06.09.2025Символизм0 Шри Янтра (санскрит: श्री यंत्र – Śrī Yantra) – это
Начало Глубинное влияние Солнца на человека 03.08.2025Космос0 Наше существование неразрывно связано с космосом. Влияние Солнца на человека —
Начало Падение Джалодбхавы 25.03.2025Пураны0 81 глава Вамана-пураны открывает нам интересную историю: Шива и Вишну, обменявшись своим оружием, совместно
Начало Ведические и постведические тексты и писания индуизма 10.02.2025Изображения0 Таяна Славинская Автор статей, исследователь, копирайтер Комментарии
Начало Таттва 09.02.2025pictures0 Таяна Славинская Автор статей, исследователь, копирайтер Комментарии Что ещё посмотреть Больше изображений и таблиц
Начало 8 ошибок в понимании Шивы и в восприятии его символов 08.02.2025Махадэв0 Шива – один из трёх
Существует духовная интерпретация истории Рамы, которая будет полезна всему человечеству. Согласно эзотерическому объяснению Рамаяны, человек сам является полем битвы, где
Абхая мудра Абхая мудра (санскр. अभयमुद्रा «abhayamudrā») — санскритское слово, означающее «жест бесстрашия». Термин — мудра, переводится как «печать». Абхайя
Начало Священная раковина (Шанкха) в индуизме. Символизм раковины Вишну 25.01.2025Символизм10 В индуизме каждый объект, связанный с богами, несет
Антахкарана Что такое антахкарана Антахкарана – Это санскритский термин, который можно перевести как "внутренний инструмент". Это то, что связывает высшее
Начало Атом как Тримурти 12.12.2023Символизм7 В индуизме есть примеры почитания гор, деревьев, животных, птиц, змей, то есть все
Процесс Творения из Шива Пураны. Появление Рудры Процесс Творения описанный в 15 главе Рудра-самхиты, второй части Шива Пураны. Предыдущая глава:
Глава «Познание себя» из Гаруда пураны Это описание процесса творения из 27 и 28 глав Брихаддхарма пураны. Текст наполнен символизмом
Огненный столб Шивы. Спор Брахмы и Вишну. Глава из Шива пураны Это глава из Рудра-самхиты, второй части Шива-пураны. Предыдущая глава:
© Atmajnana
Контакты:
admin@atmajnana.ru
Копирование и распространение материалов сайта atmajnana.ru в электронном и печатном виде запрещено.
Материалы сайта atmajnana.ru носят исключительно информационный и познавательный характер.
Сайт не преследует цели религиозной пропаганды и не является религиозной организацией.
4 комментария для “Парвати – воплощение любви и преданности”
Айса
Это очень удивительная статья! Хочется скорее узнать 9 шагов трансформации! Благодарю Вам 🙏🏼🌺
Таяна Славинская
Благодарю! В течение семи дней будет готова, хочу на ней сосредоточиться, чтобы ничего не упустить.
КОНСТАНТИН
Замечательная статья!
Хотелось бы расширения…
Кто тогда
Всё последующие перерождения Парвати? Её испытания ( глупости) Шивы?
А главное, одни сериалы демонстрирует её постепенное раскрытие, другие — полное самоосозние, где даже Шива играет вспомогательные роль.
Таяна Славинская
Благодарю, рада что статья понравилась! 🙂
Постараюсь ответить.
1. Все последующие перерождения Парвати — аллегория того, как Единая Сила (Шакти) проявляет себя в бесконечном разнообразии миров и ситуаций, оставаясь неразрывно связанной с Источником (Шивой). Это способ показать: что Божественное находится везде; в своей сути весь мир стремится воссоединиться с Источником потому что всё остальное лишь игры; всё многообразие проявление Силы в этом мире как мягкое, так и суровое.
2. В канонических Пуранах вы не найдёте сюжетов, где Парвати как-либо испытывает Шиву. Подобные сюжеты – целиком и полностью продукт драматургии современных сериалов, которым нужны бытовые конфликты и постоянная интрига для удержания зрительского внимания.
На самом деле испытывать Абсолют (Шиву) – концепция, лишённая смысла с точки зрения пуран и мифологии вообще. Его природа неизменна и не нуждается в проверке. В пуранах Парвати – это Шакти, сила и проявление Шивы. Её роль –быть с ним единым целым, проявлять его волю и энергию в творении. Их отношения – это аллегория совершенного союза Сознания и Силы, где нет места мелким ссорам или испытаниям.
Единственное «испытание» в их истории – это аскеза Парвати. Но это испытание, которое она проходит сама, чтобы доказать силу своей воли и преданности. Она испытывает свою готовность, а не его качества.
Так что, все «глупости» которые вы имеете ввиду дело рук сценаристов, которые используют узнаваемые архетипы для зрелищности, но часто очень далеки от философской глубины первоисточников. Единственный сериал, из современных, который осторожно обращается с такими вещами это, на мой взгляд «Бог богов Махадев». В Пуранах их отношения — это всегда история о вечном, неразрушимом единстве.
3. То, как показывают Парвати в сериалах — «постепенное раскрытие» или «изначальное самоосознание» заключается в том, что существуют как минимум шиваитские и шактистские Пураны, где по-разному представлена персонификация Абсолюта.
В шиваитских текстах Абсолют раскрывается через призму Сознания (Шивы).
В шактистских — через призму Силы (Шакти).
И действительно в шактистских пуранах Шива, кажется, играет вспомогательную роль. А создатели сериалов берут истории из разных пуран, для выражения той идеи которую хотят воплотить. Но вообще на деле, Шива и Шакти едины, одна реальность. Говорить что вон там Шакти главная неправильно. В философии недвойственности, которая лежит в основе учений шиваизма, шактизма и других направлений индуизма Всё — Шива и Всё — Шакти. Они как свет и сияние: нельзя сказать, что из них первично, ведь они проявляются одновременно и не бывает одного без другого.