Карта символов
Значение символов, древние знания и практика
Дивали (Дипавали) — это главный индуистский праздник огней, знаменующий победу света над тьмой, добра над злом и знания над невежеством. Он длится пять дней и пронизан метафорой возвращения божественного порядка. В то время как во многих регионах Индии в этот день почитают Богиню Лакшми (Процветание) и Кришну (победа над демоном Наракасурой), на севере праздник тесно связан с величайшим триумфом Дхармы (праведности).
Давайте обратимся к тексту Падма Пураны, чтобы почувствовать это торжество света. В течение четырнадцати лет Айодхья, столица царства, пребывала в духовном мраке, ожидая своего законного царя, Раму, который находился в изгнании. Сегодня мы читаем эпизод, который описывает момент этого долгожданного возвращения, осветившего не только город, но и сердца его жителей. Это не только триумф всей Рамаяны. Эта глава — карта духовного пути, показывающая, как наше собственное сознание должно очиститься, чтобы внутренний свет нашего Я озарил всё наше бытиё.
Эта история – призыв к внутреннему Дивали, призывающий очистить наше сердце, чтобы принять Дхарму и процветание.
Шеша сказал:
Рама, мудрый герой, наконец-то приблизился к столице, которую так долго мечтал увидеть. Он был безмерно рад вновь войти в родной город и встретить своих людей.
Его брат Бхарата немедленно отправил своего министра Сумукху в город, чтобы начать приготовления к великому празднику.
Бхарата приказал: Срочно начинайте празднование возвращения Рамы!
• В каждом доме нарисуйте картины которые дарят счастье (ранголи).
• Дороги должны быть чистыми, без пыли. Окропите их сандаловой водой и украсьте множеством свежих цветов.
• Развесьте везде разноцветные флаги и украсьте ими триумфальные арки.
• С крыш домов должен идти дым ароматного сандала, чтобы павлины танцевали от радости.
• Слонов, похожих на горные вершины, и быстрых, как мысль, лошадей нужно раскрасить горными красками.
• Тысячи красивых девушек в украшениях должны сидеть на слонах и разбрасывать жемчуг.
• Замужние женщины-брахманы должны встречать Раму, совершая арати (обряд с огнем) с сосудами, в которых лежит трава дурва и куркума.
• Сделайте всё, чтобы мать Рамы, Каушалья, которая так долго ждала сына, была счастлива!
Шеша продолжил:
Сумукха, лучший из советников, отправился в город и объявил о великом празднике. Люди, которые всё это время отказывались от радостей из-за разлуки с Рамой, были вне себя от счастья.
Все слои общества поспешили к повелителю Рагху, чтобы выразить свое почтение и верность:
• Брахманы (знатоки Вед) пришли с пучками священной травы дарбха.
• Кшатрии (воины) пришли с луками и стрелами, готовые служить ему.
• Вайшьи (торговцы) пришли в белых одеждах и с перстнями.
• Шудры (рабочие) пришли, следуя своим правилам поведения.
Все несли чудесные подарки. По приказу Бхараты, все жители, переполненные восторгом, пришли встречать Раму.
Рама вступает в город
Рагхунатха (Рама), окруженный божествами, въехал в украшенный город. Обезьяны из его армии прыгали и бежали рядом по воздуху.
Рама и Сита, окруженные своими спутниками, сошли с воздушной колесницы Пушпака и пересели в повозку, которую тянули люди.
Он въехал в Айодхью, где играла музыка лютен и барабанов, и где его восхваляли певцы и барды. Горожане кричали: «Победа Раме! Победа сыну Дашаратхи! Да победит Повелитель мира!» От радости у них по телу бежали мурашки.
Восторг женщин
В это время женщины, желая увидеть Раму, выглядывали из узких окон-решеток и говорили:
«О, как повезло девушкам-бхиллам (лесным жительницам)! Они видели лотосоподобное лицо Рамы в лесах, когда он был в изгнании. Они самые счастливые!»
«Посмотрите на благословенное лицо Шри Рамадевы! Его видел даже сам Брахма! Мы так удачливы!». «Посмотрите на его улыбку, его корону, его губы, которые красивее цветка бандхука, его благородный нос!»
Наконец, Повелитель всего, хотя и выглядел усталым, но был очень обрадован. Он въехал в дом своей матери, где его ждала огромная любовь.
Легенда о возвращении царя Рамы в Айодхью после победы над Раваной является одной из центральных историй, объясняющих суть праздника Дивали. Этот эпизод из Падма Пураны насыщен метафорами, которые иллюстрируют не только политический триумф, но и глубокий духовный процесс — победу Знания над Невежеством.
Рама и Сита (Дхарма и Шакти): Рама — это олицетворение Дхармы (праведного закона и долга). Его возвращение символизирует триумф праведности. Сита — воплощение Лакшми (процветания) и Шакти (божественной энергии). Их возвращение вместе означает восстановление полного космического и земного порядка.
Город Айодхья (Ум/Сознание): Айодхья символизирует внутренний инструмент (Антахкарана) или индивидуальное сознание (Читта). В разлуке с Рамой (Дхармой) сознание было лишено радости и находилось в мраке. Подготовка города к их приходу — это очищение и украшение сердца, чтобы оно стало достойной обителью для Божественного Принципа. Высшее Я (Атман) всегда чисто, но наше восприятие опустошено без Дхармы.
Бхарата (Идеальная Преданность): Бхарата, правивший от имени Рамы, — воплощение Бхакти (чистой преданности) и самоотречения. Он правит не ради личной власти, а ради Дхармы Рамы. Его приказ о празднике — акт великого духовного служения.
Украшение Города (Духовная Дисциплина): Все приготовления (от устранения пыли до украшений) символизируют Садхану (духовную практику).
Очищение дорог сандалом и цветами — это устранение препятствий, загрязнений и негативных мыслей (пыль) на пути к Богу.
Воскуривание агару (сандала) символизирует Саттву (благость) и создание благоприятной, очищенной атмосферы, в которой расцветает духовное сознание.
Особое внимание к тому, что все четыре сословия (Варны) приходят встречать Раму, символизирует единство общественной Дхармы.
Брахманы (знание) с Ведами; Кшатрии (сила) с оружием; Вайшьи (достаток) с украшениями; Шудры (труд) со служением.
Это показывает, что Дхарма Рамы — это принцип всеобщего порядка. Истинное процветание (Рама-Раджья) наступает, когда каждый член общества добросовестно выполняет свой долг и совместно приветствует Высший Принцип.
Этот эпизод является совершенным олицетворением Дивали — праздника огней.
Победа Света над Тьмой: Тьма здесь — это хаос Адхармы (Равана) и духовное неведение. Освещение города лампами (Диями) символизирует, что после победы Знания (Джняны), Божественный свет вновь воцаряется в сердце и в мире, изгоняя тьму иллюзии.
Усталое Тело, Радостный Дух: Рама входит в дом матери «уставший телом, но восхищенный». Это показывает, что внешние страдания (тела) не смогли поколебать Его внутреннюю Дхарму и чистоту. Он не ищет почестей, а возвращается к любви и утешению своего изначального источника.
Истинное Бхакти: Восторг городских женщин по отношению к «девушкам-бхиллам», видевшим Раму в лесу, говорит о том, что чистая, безыскусная любовь к Богу (Бхакти), проявленная в простоте, часто ценится выше, чем внешнее, пышное поклонение во дворце.
Поэтому, возвращение Рамы — это метафора пути души: через испытания и самоотречение, Дхарма восстанавливается, и сердце, очищенное от омрачений, озаряется светом, готовое принять высшее благословение.
Глава Падма Пураны о возвращении Рамы и Ситы в Айодхью дает нам идеальное духовное руководство для Дивали. Сцена, где брат Рамы, Бхарата (Бхакти), приказывает очистить и украсить город (наше сознание), показывает, что Божественный Свет не придет в хаос. Мы должны устранить «пыль» и «загрязнения» с «дорог» нашего ума, чтобы подготовить внутренний престол для Дхармы.
Торжество Дхармы: Возвращение Рамы символизирует, что после всех испытаний (изгнания) и борьбы с эгоизмом (Равана), праведный закон (Дхарма) неизбежно воцаряется.
Победа Света: Огни Дивали, зажженные по всему городу, — это огонь Джняны (Знания), который разгоняет тьму Адхармы (невежества).
Единство: Приход всех сословий (Варн) показывает, что Рама-Раджья (идеальное царство) — это состояние гармонии и процветания (Лакшми), достижимое лишь тогда, когда все части нашего существа живут в единстве и служат высшему благу.
Пусть огни Дивали, которые мы зажигаем, будут отражением того света, который Рама вернул в Айодхью, освещая наш собственный путь к Дхарме и внутренней радости. Счастливого Дивали!
Автор статей, исследователь, копирайтер
Что вы думаете о статье?
Нажмите на звезду, чтобы оценить! Или оставьте комментарий ниже.
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 9
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Помогите нам стать лучше!
Расскажите, его вам не хватило в статье?
Начало Падение Джалодбхавы 25.03.2025Пураны0 81 глава Вамана-пураны открывает нам интересную историю: Шива и Вишну, обменявшись своим оружием, совместно
Процесс Творения из Шива Пураны. Появление Рудры Процесс Творения описанный в 15 главе Рудра-самхиты, второй части Шива Пураны. Предыдущая глава:
Глава «Познание себя» из Гаруда пураны Это описание процесса творения из 27 и 28 глав Брихаддхарма пураны. Текст наполнен символизмом
Огненный столб Шивы. Спор Брахмы и Вишну. Глава из Шива пураны Это глава из Рудра-самхиты, второй части Шива-пураны. Предыдущая глава:
Глава «Познание себя» из Гаруда пураны Махапралайя (её природа) Брахма сказал: 1. О брамин, выдающийся среди небесных существ, ты обратился
Глава «Познание себя» из Гаруда пураны Брахма сказал Послушай меня, О Нарада, теперь рассуждение о познании себя (атма-джнянам). Существует два
Арджуна и Карна. Зарождение 2-х воинов и их соперничества Эта глава, продолжение истории о том, как Брахма возгордился из-за своих
© Atmajnana
Контакты:
admin@atmajnana.ru
Копирование и распространение материалов сайта atmajnana.ru в электронном и печатном виде запрещено.
Материалы сайта atmajnana.ru носят исключительно информационный и познавательный характер.
Сайт не преследует цели религиозной пропаганды и не является религиозной организацией.
Один комментарий к “Возвращение Рамы в Айодхью. Символизм связанный с Дивали”
Ирина
Благодарю за знания🙏💕🌹