Знание Атмана
Индуизм, значение символов, ведические знания и практика
Махашиваратри — это не просто праздник, это глубокое погружение в тайны бытия, возможность прикоснуться к вечности. В отличие от многих других индуистских торжеств наполненных красками и весельем, Махашиваратри, «Великая ночь Шивы», проходит в тишине и сосредоточении на своём внутреннем мире. Это ночь поста, медитации и духовного очищения.
Праздник приходится на фазу убывающей луны в феврале-марте, в месяц Пхалгуна по индуистскому календарю. Это время когда энергия северного полушария Земли естественным образом возрастает, создавая благоприятные условия для духовных практик.
В эту ночь верующие собираются в храмах Шивы или уединяются дома для медитации. Традиция предписывает бодрствовать до рассвета, сохраняя позвоночник прямым и в вертикальном положении для направления восходящих потоков энергии. Махашиваратри — это время вспоминать истории о Шиве и Парвати, размышлять о божественном союзе сознания и природы.
Этот праздник объединяет людей разных социальных слоев и устремлений. Кто-то видит в нем возможность укрепить семейные узы, кто-то — шагнуть на новую ступень личностного развития, а для кого-то это ночь глубокого духовного поиска. Махашиваратри — это уникальная возможность заглянуть внутрь себя, осознать свою связь с бесконечным и обрести внутренний покой. Давайте, в этой статье рассмотрим значение Махашиваратри с разных сторон.
Несмотря на важность и популярность Махашиваратри, вопрос о точной дате возникновения этого праздника остается открытым.
С одной стороны, мы видим упоминания о Шиве и его атрибутах уже в самых ранних священных текстах Индии — Ведах. Это даёт основания полагать, что почитание Шивы, существовало ещё в ведический период (примерно XV-V века до нашей эры).
С другой стороны, непосредственно о Махашиваратри, как о полноценном празднике с описанием ритуалов и традиций мы узнаем лишь из более поздних источников — Пуран. Эти тексты начали формироваться примерно с III века нашей эры и позже. Именно в Пуранах содержатся подробные легенды и истории, связанные с Махашиваратри, которые объясняют значение праздника и его символизм.
Однако, независимо от того, когда именно возник этот праздник, он играет важную роль в духовной жизни многих людей, напоминая о важности духовного пути и стремлении к истине, о вечных ценностях, таких как духовное развитие, самопознание и стремление к высшему сознанию.
Ночь Махашиваратри символизирует необходимость преодоления тьмы невежества и иллюзий на пути к просветлению. Это время для самоанализа, осознания своих слабостей и недостатков, возможность заглянуть внутрь себя и увидеть там источник духовной силы. В эту ночь мы обращаемся к Шиве — разрушителю эго и дарителю благ, прося его о помощи в освобождении от всего, что нас сковывает и удерживает от истинного счастья.
Махашиваратри — это уникальная возможность осознать, что Шива — это не далекое божество, а наша собственная истинная природа, чистое сознание, которое скрыто в сердце каждого из нас. Почитание Шивы в эту ночь — это акт самопознания и пробуждения этого сознания. Это освобождение от «животной» природы, от эгоизма, привязанностей и заблуждений, которые мешают нам увидеть истину.
Эта ночь также символизирует союз Шивы и Парвати — божественного союза сознания и природы. Этот союз напоминает нам о том, что духовное развитие возможно только тогда, когда мы находимся в гармонии с собой и с окружающим миром. Махашиваратри — это время для восстановления этой гармонии, для укрепления связи между нашим внутренним миром и божественным началом.
Махашиваратри — это ночь духовного очищения, покаяния и нового начала. Это возможность оставить позади все негативное, все то, что нас тяготит и мешает нам двигаться вперед. Это время для прощения себя и других, для принятия себя такими, какие мы есть, и для постановки духовных целей на будущее.
Малый Шиваратри, приходится на 14-ю ночь убывающей Луны (Кришна Пакша) каждого месяца – это время незадолго до безлунной ночи, за которым следует начало нового лунного месяца и новый рост Луны. В 2025 году Махашиваратри будет отмечаться 26 февраля (месяц Пхалгуна). Фаза Луны в эту ночь считается особенно благоприятной, потому что, считается, что она создает восходящий энергетический импульс в человеческой системе.
Именно поэтому духовные искатели и йоги проводят Джагаран (ночное бдение) и выполняют интенсивные медитативные практики, чтобы войти в резонанс с космическими энергиями, достигающими своего пика в эту ночь и активизировать свой личный духовный и энергетический потенциал..
2025 год имеет особое значение, так как Махашиваратри совпадает с завершением Махакумбха Мела, одного из крупнейших духовных собраний в мире. Крое того, считается, что уникальное построение небесных тел в это время создает особую вибрационную энергию, усиливая эффективность духовных практик.
Научные исследования подтверждают, что гравитационное притяжение Луны оказывает влияние на водные ресурсы Земли, включая жидкости в организме человека. Во время Махашиваратри духовные практики, такие как пост и медитация, помогают сбалансировать эти лунные воздействия, способствуя повышению осознанности и внутренней стабильности.
Ведическая астрология утверждает, что планеты выстраиваются во время Махашиваратри таким образом, что создает благоприятные условия для глубокого самоанализа и повышения духовного сознания. В частности, Луна и Юпитер находятся в благоприятном положении, усиливая духовные энергии. Это время считается особенно подходящим для духовных практик, медитации и самопознания.
Махашиваратри, таким образом, представляет собой уникальное сочетание астрономических явлений и духовных практик. Считается, что это время обладает особой энергетикой, способствующей духовному росту и самопознанию.
Луна (Чандра) имеет особое значение и часто ассоциируется с богом Шивой. Полумесяц на голове Шивы — это не просто украшение, а глубокий символ, отражающий его связь с Луной и ее энергией.
Луна символизирует ум, эмоции и изменчивость. Ее фазы отражают непостоянство мыслей и чувств, которые могут то усиливаться, то ослабевать. Шива, как владыка йогов и аскетов, олицетворяет контроль над умом и достижение состояния равновесия и покоя.
Полумесяц на голове Шивы напоминает о том, что ум должен находиться под контролем, а эмоции — в гармонии. Только так можно достичь истинного духовного развития и освобождения.
В ведической традиции Сома — это священный напиток, который ассоциируется с Луной и считается даром богов. Он символизирует жизненную силу, энергию и вдохновение.
Шива, как покровитель йогов, также связан с Сомой. Считается, что он контролирует энергию Сомы, которая помогает достичь состояния самадхи — высшей ступени йогической практики.
Существует легенда о том, как Чандра (Луна) стал украшать голову Шивы в виде полумесяца. Согласно этой легенде, Чандра был проклят, за нежелание исполнять свои обязанности должным образом, а это произошло, в свою очередь, потому что он поддался чувствам и утратил контроль над ними. Чандра начал быстро угасать, и обратился к Шиве за помощью.
Шива, из сострадания к Чандре, поместил его на свою голову в виде полумесяца, тем самым даровав ему вечную жизнь. Этот акт символизирует милосердие Шивы и его способность даровать защиту и спасение.
Связь Луны и Шивы имеет особое значение в контексте Махашиваратри. Эта ночь приходится на фазу убывающей Луны, что символизирует очищение ума и освобождение от негативных эмоций.
Медитация и пост, которые практикуются в Махашиваратри, помогают достичь состояния равновесия ума и гармонии с энергией Луны. Полумесяц на голове Шивы напоминает о том, что именно в состоянии покоя и тишины можно достичь истинного духовного просветления.
Большинство фестивалей чествуют свет, но Махашиваратри идет другим путём, вместе со светом познавая тьму. Это не вопрос добра и зла и не выбор одного в пользу другого. Это осознание их единства, глубинной взаимосвязи и понимание более глубокой истины существования и бытия.
Подумайте, даже от мощных лучей Солнца можно закрыться ладонью и образовать тень. Свет проявляется на фоне тьмы, но тьма не нуждается в свете, чтобы быть собой. Чтобы свет появился необходимо усилие, тьма, не нуждается ни в какой поддержке, ни в каком источнике, она всеобъемлюща, вечна и является фундаментальной основой бытия и обладает потенциалом Творения.
Это напрямую связано с тем, как мы видим Шиву. Один из его эпитетов «Тот, кого нет». Хотя это может показаться странным, но посмотрите на ночное небо. Чего мы видим больше — звезд или темного пространства между ними? Это огромное темное пространство, удерживающее всё вместе, кажущееся пустым, представляет природу Шивы – Сознание Брахмана. Он абсолютную реальность, которая находится за пределами всех форм и определений. Эта «пустота», кажущаяся нам тьмой, и есть источник всего сущего.
В контексте Махашиваратри, тьма ночи имеет несколько значений дополняющих друг друга:
1. Неведение, которое необходимо преодолеть на пути к духовному просветлению. Это время для самоанализа, осознания своих слабостей и принесение их в жертву.
2. Лоно творения, из которого рождается всё новое. Это символ потенциала и возможностей для духовного роста и трансформации.
3. Новое духовное рождение, возможность заглянуть внутрь себя и открыть там источник новой духовной силы.
Когда ученые говорят о космосе и вселенной, они указывают на нечто интересное — все происходит из ничего и возвращается в ничто. Галактики, звезды и планеты — как крошечные точки на бесконечном темном холсте. Это бесконечное пространство, эта темнота представляет собой неограниченный потенциал для творения.
Во время Махашиваратри мы работаем с этой концепцией через практику. Это время, когда завеса тьмы спадает, позволяя нам заглянуть вглубь себя и ощутить связь с бесконечным пространством бытия.
Бодрствование в эту ночь — это духовная практика, помогающая пробудиться от сна неведения и достичь более глубоких состояний сознания, где мы можем соединиться с пространством бытия, которое разлито не только вокруг, но и находится внутри нас.
Практика бодрствования заключается не только в борьбе со сном. Сохранение позвоночника прямым в течение этой ночи помогает подключиться к мощным энергетическим потокам, которые естественным образом текут вверх в этот период. Это естественное открытие канала для гармоничной трансформации.
Ваша осанка имеет большее значение, чем вы могли бы подумать. Когда вы сидите с прямой спиной, энергия течет более свободно через ваше тело. Многие люди сообщают, что чувствуют себя необычайно бодрыми и ясными в эти часы, даже без обычного сна. Этот естественный прилив энергии не случаен — это прямой результат положения Земли в пространстве космоса и реакции нашего тела на это.
Одна из историй рассказанная в Шива-пуране передаёт глубокое значение Махашиваратри
В дремучем лесу жил жестокий охотник Гурудруха, добывавший пропитание для своей семьи охотой на животных. Однажды, в день Шиваратри, он, безуспешно охотясь, залез на дерево бильва у пруда в ожидании добычи. Ночью к водопою пришли по очереди две лани и олень. Все они, страшась гибели, молили о пощаде, обещая вернуться после того как позаботятся о детях.
Охотник, тронутый их искренностью и клятвами именем Шивы, отпускал их. Каждую их мольбу сопровождали случайно оброненные капли воды и листья бильвы, падающие на стоящий внизу лингам Шивы, так что Гурудруха, сам того не зная, совершал поклонение Шиве. В легенде явно даётся понять, что сердце охотника смягчается под влиянием самой ночи Шиваратри, а также благодаря даже невольному почитанию Шивы.
В четвёртую часть ночи все три животных, сдержав слово, вернулись к охотнику. Поражённый их преданностью истине, Гурудруха осознал бессмысленность своей жестокой жизни. В тот же миг перед ним явился Шива, довольный преданностью животных и раскаянием охотника. Шива даровал ему духовное знание, освобождение и имя Гуха, благословив его и его род. Животные, увидев Шиву, также обрели освобождение.
Махашиваратри (и Шиваратри), самая тёмная ночь месяца, символизирует возможность растворения собственной ограниченности и осознания безграничности источника творения, который находится в каждом человеке. Подобно тому, как охотник Гурудруха, сам того не ведая, совершает благочестивые поступки, приводящие к его духовному преображению, так и каждый из нас в эту ночь может пробудиться к своей истинной природе.
Тьма Махашиваратри — это не просто отсутствие света, а символ неведения, которое необходимо преодолеть на пути к просветлению. Это уникальная возможность заглянуть внутрь себя, осознать свои слабости и недостатки, и обратиться к Шиве за помощью в их преодолении.
Шива известен как разрушитель эго и всего, что мешает духовному развитию. Он разрушает наши иллюзии, привязанности и ложные представления о себе. Но он также является самым сострадательным и величайшим из дарителей всех благ. Он дарует нам мудрость, силу и любовь, необходимые для духовного роста.
В Махашиваратри мы обращаемся к Шиве с просьбой о разрушении наших ограничений и эго, которые мешают нам достичь духовного просветления. Мы просим его о помощи в освобождении от всего, что нас сковывает и удерживает от истинного счастья. И одновременно с этим, мы просим его о даровании милости, сострадания и благословения, которые наполняют нашу жизнь смыслом и радостью.
История об охотнике Гурудрухе – яркое тому подтверждение. Даже не стремясь к духовному росту, он, сам того не зная, совершал благие деяния. Но именно случайные акты почитания Шивы, в сочетании с искренностью животных, привели к его пробуждению и преображению.
Эта история показывает нам, что Махашиваратри – это уникальная ночь, когда каждый человек может пробудиться к своей истинной природе, осознать свою связь с божественным и получить возможность духовного преображения.
В индийской культуре древние молитвы, в отличие от современных, не касались спасения, защиты или улучшения жизни. Они были направлены на уничтожение эго, чтобы человек мог стать подобным Богу.
Молитва в Махашиваратри — это не просьба о материальных благах, а стремление к духовному очищению и преображению. Это возможность признать своё единство с божественной волей и попросить Шиву, который является Атманом – душой нашей души, о помощи в растворении ложного Эго, которое мешает нам увидеть истину.
В эту ночь особенно важно не просить у Шивы материальных благ, а стремиться к духовному очищению, растворению эго и осознанию своей истинной природы. Махашиваратри — это ночь пробуждения, когда каждый человек может сделать шаг на пути к духовному совершенству, открыть для себя источник новой духовной силы и обрести внутреннюю гармонию.
На заре творения Брахма и Вишну, два бога из индуистской триады, однажды вступили в спор о том, кто из них выше по статусу и славе. Их спор перешёл в битву которая была настолько яростной, что другие боги были вынуждены обратиться к Шиве за помощью. Чтобы положить конец их спору, Шива принял форму огромного огненного Лингама и предложил Брахме и Вишну измерить его, чтобы определить, кто из них более велик.
Брахма и Вишну, пораженные размерами Лингама, решили отправиться на поиски его начала и конца. Брахма превратился в лебедя и полетел вверх, а Вишну стал вепрем и начал спускаться вниз в поисках основания. Оба искали тысячи миль, но так и не смогли найти ни начала, ни конца Лингама.
Во время своего путешествия вверх Брахма встретил цветок Кетаки. Уставший и разочарованный, он уговорил Кетаки солгать, что видел вершину Лингама. Когда Брахма вернулся к Вишну и заявил, что нашел верхний конец огненного столба, Шива явился из Лингама во всем своем величии.
Брахма и Вишну, осознав свою ошибку и величие Шивы, поклонились ему. Шива объяснил им, что они оба родились из него, и что они вместе являются тремя разными аспектами единого божественного начала. Однако Шива был разгневан ложью Брахмы и проклял его, чтобы никто никогда не поклонялся ему. Он также наказал цветок Кетаки, запретив его использование в своих религиозных обрядах.
Этот день, когда Шива впервые явил себя в форме Лингама – Лингодбхавамурти, отмечается как Махашиваратри, великая ночь Шивы. В этот день преданные Шивы постятся и молятся всю ночь, чтобы получить благословение и достичь счастья и процветания.
Женой Шивы была Ади Шакти воплотившаяся как Сати, но согласно пуранам, она ещё не осознавала себя полностью, кроме того, её отец, праджапати Дакша, не одобрял их брак. На устроенной Дакшей яджне Сати, оскорблённая презрением отца к мужу, совершила самосожжение. Шива, охваченный печалью, погрузился в глубокое покаяние.
Богиня переродилась как Парвати. Она начала суровые аскезы в горах, чтобы выйти замуж за Шиву, чем впечатлила богов и мудрецов. Боги, обеспокоенные равновесием космоса, попросили Камадеву, бога желания, разбудить любовь в сердце Шивы. Камадева выпустил стрелы в Шиву, нарушив его медитацию, и был сожжён его третьим глазом.
Несмотря на произошедшее, преданность и любовь Парвати со временем растопили сердце Шивы и он согласился на брак. Свадьба Шивы и Парвати была грандиозным событием, на котором присутствовали боги и мудрецы. Брак Шивы и Парвати символизирует баланс между аскетизмом и мирской жизнью, духовностью и материальным существованием, а также слияние мужского и женского начал ради творения жизни.
Согласно другой версии легенды, богиня Парвати совершала аскезу и молитвы в благоприятную безлунную ночь Шиваратри, чтобы отвратить любое зло, которое может постичь ее мужа. С тех пор женщины начали обычай молиться о благополучии своих мужей и сыновей в день Шиваратри. Незамужние женщины молятся о муже, подобном Шиве, который считается идеальным супругом.
Махашиваратри имеет особое значение для женщин, так как богиня Парвати, проявив свою преданность и любовь, смогла завоевать сердце Шивы и выйти за него замуж. Этот праздник символизирует важность таких качеств, которые помогают женщинам достичь своих целей и обрести счастье в семейной жизни.
Индра, царь богов, встретил мудреца Дурвасу, который подарил ему цветочную гирлянду. Индра, не оценив подарок, надел её на хобот слона, и тот, раздражённый запахом, бросил её на землю. Мудрец, увидев это, разгневался, так как гирлянда была обителью богини процветания Лакшми. Он проклял Индру и всех богов, лишив их силы и удачи.
В последовавших битвах боги потерпели поражение от асуров во главе с Бали. Они обратились за помощью к Вишну, который посоветовал им заключить союз с асурами для совместного пахтания океана, чтобы добыть нектар бессмертия. Вишну пообещал богам, что нектар достанется только им.
Пахтание океана было сложным процессом. Гора Мандара служила мутовкой, а змей Васуки — верёвкой. Вишну помогал богам разными способами. В процессе пахтанья из Океана появились дары символизирующие различные блага и ценности, которые могут быть достигнуты благодаря усилиям и сотрудничеству, и они были разделены между богами и асурами.
Во время пахтания из океана также появился яд хала-хала, который мог уничтожить всё творение. Боги и демоны испугались, и по совету Вишну они обратились к Шиве, так как только он мог справиться с этим ядом. Шива, из сострадания к живым существам, выпил яд, но его супруга Парвати удержала яд, чтобы он не попал в желудок. Яд остался в горле Шивы, окрасив его в синий цвет, поэтому Шиву также называют Нилакантха (синешейный).
В качестве терапии мудрецы сказали, что Шиве нельзя спать в ту ночь, и боги танцевали и играли музыку для него. Шива, довольный их преданностью, благословил их. Поэтому Шиваратри — это праздник также в честь этого события, когда Шива спас мир. В этот день верующие постятся, бодрствуют, поют хвалу Шиве и медитируют.
Махашиваратри — это не просто праздник, это зов. Зов к каждому из нас, вне зависимости от вероисповедания и духовного опыта. Это призыв остановиться в суете повседневности и прислушаться к голосу своей души.
В эту ночь, когда завеса между мирами истончается, у нас есть уникальная возможность прикоснуться к вечности, осознать свою связь с бесконечным. Махашиваратри — это время, когда мы можем отбросить всё наносное, все то, что мешает нам увидеть свою истинную природу.
Это ночь для самоанализа, покаяния и духовного обновления. Время, когда мы можем простить себя и других, отпустить обиды и страхи, и с чистым сердцем шагнуть в будущее.
Значение Махашиваратри в том, что это не только ночь Шивы, это наша ночь. Ночь, когда каждый из нас может стать ближе к себе, к Богу, к истине. Пусть эта ночь станет для вас ночью духовного пробуждения, началом нового этапа на пути к гармонии, покою и просветлению.
Автор статей, исследователь, копирайтер
Что вы думаете о статье?
Нажмите на звезду, чтобы оценить! Или оставьте комментарий ниже.
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 21
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Помогите нам стать лучше!
Расскажите, его вам не хватило в статье?
Контакты:
admin@atmajnana.ru
© Atmajnana
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на atmajnana.ru и указание имени автора обязательны.