Знание Атмана
Индуизм, значение символов, ведические знания и практика

Понимание Шивы и 8 ошибок в восприятии его символов

Чтение: 7 мин
5
(20)

8 ошибок в понимании Шивы и его символов
Шива – один из трёх главных богов индуизма наряду с Брахмой и Вишну, образует Тримурти – триединство фундаментальных процессов творения, поддержания и разрушения. В рамках этой концепции Шива, как Рудра или Махеша олицетворяет разрушительные силы Вселенной, необходимые для её обновления, трансформации и возрождения.

Однако в образе Шивы сочетается множество символов и концепций, которые зачастую неверно интерпретируются как нечто пугающее или даже негативное или злое. Хотя даже само имя Шивы переводится как Благой.

К примеру, символ тризубца, который держит Шива, ассоциируется у многих людей исключительно с разрушением, хотя на самом деле он символизирует контроль над тремя гунами – саттвой, раджасом и тамасом, фундаментальными качествами природы. Или, скажем, танец Шивы Натараджи, воспринимаемый некоторыми как проявление хаоса, на самом деле представляет собой гармонию движения, которая управляет циклами творения.

Содержание статьи

В этой статье мы постараемся глубже рассмотреть некоторые аспекты образа Шивы и его символов, чтобы показать их истинную природу и значение в контексте индийской философии и культуры.

1. Фокус исключительно на аспекте Шивы-разрушителе

Ошибка: Многие люди воспринимают Шиву исключительно как разрушителя, забывая или не зная о его роли создателя и хранителя. Они также не понимают, что именно разрушает Шива и для чего.

Правильная интерпретация: Шива — это аспект Бога (в составе Тримурти) для индуистов в целом и Бог во всех его проявлениях для Шиваитов. И форма, в которой его изображают, символизирует принцип творения, сохранения и разрушения.

Шива – это Атман всепроникающее чистое сознание и душа всех живых существ. Шиву описывают тремя словами – Сат-Чит-Ананда – Бытие-Сознание-Блаженство.

Важно знать, что разрушение, связанное с Шивой, направлено на устранение ложного Эго и всего, что мешает проявлению нового. Шива разрушает иллюзии, привязанности и ограничивающие убеждения, которые препятствуют духовному развитию и прогрессу. Это разрушение не ради хаоса, а ради очищения и подготовки пространства для нового начала.

2. Непонимание символики трезубца

Ошибка: Иногда трезубец Шивы воспринимается как оружие агрессии.

Правильная интерпретация: На самом деле, трезубец — это инструмент контроля и регулирования, который помогает Шиве поддерживать баланс во вселенной. Шива использует его для управления циклическими изменениями, необходимыми для поддержания мирового порядка. Разрушение, которое символизирует трезубец, направлено на удаление того, что мешает создать пространство для нового и прогрессивного. Причем сам символизм и значение трёх копий трезубца указывает с помощью чего это происходит в зависимости от контекста и ситуации.

Трезубец символизирует три гуны природы (саттва, раджас и тамас) или три действия Шивы: творение, сохранение и разрушение. Он также олицетворяет контроль над тремя мирами: физическим, астральным и духовным.

Шива держащий в руках трезубец показывает, что он контролирует три явления (в зависимости от интепретации: гунны, время, силы и т. д), или уничтожает ложное Эго с помощью трёх явлений.

Если мы берем во внимание, что Шива это Атман — т. е. наш источник, а мы его частицы. То каждый из нас обладает трезубцем чтобы управлять своим собственным миром и пространством, своим Эго, балансировать гуны, для достижения целей, преодолевать препятствия и избавляться от того, что мешает нашему движению вперед. Трезубец является инструментом очищения и трансформации, а не средством агрессии.

3. Недопонимание значения третьего глаза

Ошибка: Третий глаз Шивы часто интерпретируется как нечто мистически страшное или угрожающее.

Правильная интерпретация: Третий глаз Шивы символизирует проницательность и интуитивное видение, позволяя видеть за пределами физического мира. Он уничтожает неведение и иллюзии, направляя к более глубокому пониманию истины. Этот глаз известен как «Духовный глаз» или «Аджна чакра», символизирующий просветление и более высокое сознание. В индийской иконографии он ассоциируется с огнем, который уничтожает зло, но открывается лишь в крайних случаях, когда не остаётся другого выхода.

Понимание третьего глаза Шивы учит нас важности проницательности и стремления к глубинному видению, которое выходит за пределы внешних иллюзий. Оно напоминает нам о необходимости развивать внутреннее осознание и стремление к истине, чтобы принимать правильные решения и избегать заблуждений в повседневной жизни.

4. Ошибочное восприятие змеи на шее Шивы

Ошибка: Змея на шее Шивы иногда воспринимается как символ опасности или угрозы.

Правильная интерпретация: Змея, обвивающая шею Шивы, символизирует кундалини-шакти — энергию, скрытую внутри каждого человека. В индуистской мифологии змея является символом трансформации, мудрости и вечного цикла перерождения вселенной. Она олицетворяет контроль над инстинктами и страстями, а также способность управлять внутренними энергиями.

Шива, в его аспекте разрушителя и преобразователя, держит эту энергию под контролем (не подавляет, а именно контролирует), символизируя тем самым баланс между любыми противоположностями. Змея на его шее показывает, что даже самые разрушительные силы могут быть подчинены и использованы для духовного роста и самосовершенствования.

Таким образом, змея на шее Шивы не представляет зло или опасность, а скорее указывает на глубокое понимание и управление внутренними силами, необходимыми для достижения высшей духовной реализации. Так и мы должны учиться управлять своими чувствами и эмоциями (особенно такими разрушительными, как гнев), слушать свою интуицию, привносить баланс и гармонию во все сферы жизни, уметь отпускать устаревшее, чтобы впустить в жизнь новое.

5. Представление танца Шивы, как акта разрушения

Ошибка: Танец Натараджи (одна из форм Шивы) иногда воспринимается только как танец разрушения.
Правильная интерпретация: Истинная суть танца Натараджи (Тандава) гораздо глубже и многограннее. В индуистской философии Тандава символизирует динамическое взаимодействие созидания и разрушения, которое является основой Вселенной и приводит жизнь в движение и развитие.

Шива в своей форме Натараджи танцует внутри круга огня, символизирующего вселенский цикл. Этот круг представляет собой границу между миром проявленного и непроявленного, а сам танец олицетворяет вечный ритм творения, поддержания и уничтожения всего сущего. Поэтому, Тандава – это не просто разрушение, но процесс обновления и трансформации, который включает в себя все аспекты бытия.

В танце Шивы заключены пять основных действий: Создание (шришти), Поддержание (стхити), Разрушение (самхара), Скрытие (тиробхава), Благословение (ануграха). Таким образом, Тандава Натараджи – это символ космического баланса и гармонии, где каждый элемент имеет своё значение и место. Это танец жизни, включающий в себя как начало, так и конец, и всё, что находится между ними. Так же и каждый из нас является частью этого танца и танцором творящим реальность – это вдохновляет и наделяет ответственностью.

6. Интепретация Шивалингама, как фалического символа

Ошибка: Часто встречается мнение, что Шива-лингам является исключительно фаллическим символом.
Правильная интерпретация: Шивалингам — это важный символ в индуистской традиции, особенно почитаемый последователями шиваизма. Слово «шивалингам» состоит из двух частей: «Шива», что означает имя бога Шивы, и «лингам», которое происходит от санскритского корня «liṅga», означающего «знак» или «символ». Лингам символизирует божественную энергию Шивы, его созидательную силу и духовную мощь.

Ошибочное понимание Шивалингама возникло отчасти из-за внешнего вида лингама. Однако для верующих шивалингам является символом космического начала, олицетворением единства мужского и женского начал, а также вечного движения вселенной. В контексте философии индуизма этот символ гораздо глубже и многограннее, чем просто физическое проявление.

Ошибочная ассоциация лингама с фаллическим культом могла возникнуть из-за влияния западных исследователей, которые интерпретировали древние символы через призму своих культурных представлений. Индуизм же рассматривает шивалингам как метафору непроявленного абсолюта, который лежит за пределами человеческого понимания и воплощает высшую реальность.

Таким образом, шивалингам — это священный символ, представляющий духовную сущность Шивы и вселенскую творческую энергию, а не фаллическое изображение. Скоро напишу о Шивалингаме отдельную большую статью.

В рамках этой статьи хочу добавить аргумент, почему лингам не то, чем его считают некоторые люди. Как уже было сказано «линга» переводится, как «знак» или «признак» и вы не найдете у этого слова других значений, кроме близких к уже озвученным. В грамматике санскрита и хинди мужской род слов называется «Пу (пуруша, мужчина, мужской) линг», а женский род — «Стри (женщина, женский) линг», я думаю, здесь становится более ясно, что к чему.

7. Представление Шивы как асоциального или антиобщественного божества

Ошибка: Шива иногда воспринимается как асоциальный или анархичный персонаж легенд, отвергающий общественные нормы и правила.

Правильная интерпретация: Шива, хотя и изображается в легендах отвергающим материальные привязанности и социальные условности, вовсе не является антисоциальным или анархичным. Его путь — это путь к внутренней свободе и духовному совершенствованию, а не к отказу от общества.

Бог Шива учит нас, что истинная свобода достигается через освобождение от ложных привязанностей и иллюзий, а не через отрицание общественных норм. Его пример показывает, что можно жить в гармонии с обществом, сохраняя при этом независимость от его ограничений.

Кроме того, Шива олицетворяет само бытие, которое устанавливает и поддерживает законы Мироздания и дхарму, являясь гарантом порядка и справедливости. Для нас — это поиск высших принципов, лежащих в основе мироздания, которые ведут к духовному росту и гармонии.

8. Неправильное понимание отношения Шивы к аскетизму

Ошибка: Аскетизм Шивы иногда воспринимается как полное отречение от мира и отказ от всех удовольствий.

Правильная интерпретация: Аскетизм Шивы — это не полный отказ от мира и всех удовольствий, а скорее путь самоконтроля и самоограничения, позволяющий достичь духовного совершенства. Шива учит, что истинная свобода приходит не через удовлетворение материальных желаний, а через их преодоление.

Аскетизм Шивы — это сознательный выбор жить просто, сосредоточившись на внутреннем развитии, чтобы освободиться от оков эго и привязанностей. Это путь самопознания и духовного роста, ведущий к состоянию внутреннего мира и гармонии. Шива-аскет не отрицает жизнь, а напротив, его аскетизм помогает достичь высшего состояния бытия, где человек может жить в мире с самим собой и окружающим миром, достигнув духовного освобождения.

Урок, который преподносит Шива-аскет в том, что нужно стремиться к балансу между внутренним и внешним миром, избегая крайностей. Вместо погони за временными удовольствиями, следует искать устойчивое удовлетворение через саморазвитие и осознание своей истинной природы. Такой подход способствует достижению душевного покоя и устойчивости в любых жизненных ситуациях.

Кто же такой Шива?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к шиваизму и рассмотрим, как понимают Шиву в пяти школах этого направления индуизма.

Кашмирский шиваизм

Шива понимается как Парамашива — абсолютная реальность, бесконечная и непостижимая. Он одновременно есть всё и ничто, источник всего сущего. В основе учения лежит концепция триады: Шива (чистое сознание), Шакти (энергия сознания) и Джива (индивидуальная душа) или всё творение в целом, как результат проявления Шивы и Шакти.

Шайва-Сиддханта

Шива — абсолютная реальность, Он само Мироздание. Шива трансцендентен и имманентен одновременно. Он не имеет формы, но всё сущее является его формой. это бытие (сат), сознание (чит) и блаженство (ананда). Шакти неотделима от Шивы, она творческая сила через которую проявляется Шива в мире. Шива это единственный и абсолютный Бог который проявляется в Тримурти (как Рудра, Вишну и Брахма).

Сиддха-Сидханта

Шива это всепроникающая, трансцендентная и имманентная реальность. Он является источником всего сущего, движущей силой космоса и конечной целью духовных исканий. Источник всех сиддх (сверхспособностей). Шива воспринимается как Бытие, обладающее пятью силами: создание, сохранение, разрушение, сокрытие и благодать. Его также называют Махешвара («Великий Бог»).

Вира-шиваизм

Шива – Божественная энергия, которая пронизывает все сущее. Каждый человек, предмет и любое живое существо является частицей этой божественной энергии. Шива пребывает в сердце каждого и является личным спасителем. Шива также рассматривается, как воин который борется со злом и несправедливостью. Шива представлен как Линга — символ его вечной сущности. Шива считается единственным Богом, а другие божества рассматриваются как его аспекты.

Пашупата шиваизм

Шива — Брахман, как и в других школах Ш. он ассоциируется с разрушением и обновлением, что символизирует цикличность бытия. Но вместе с тем, Шива имеет более личный аспект, как Пашупати, он рассматривается, как заботящаяся, направляющая и обучающая Сила для всех живых существ, он единственный кто может освободить от цикла перерождений.

Таяна Славинская
Таяна Славинская

Автор статей, исследователь, копирайтер

Что вы думаете о статье?

Нажмите на звезду, чтобы оценить! Или оставьте комментарий ниже.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 20

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Помогите нам стать лучше!

Расскажите, его вам не хватило в статье?

Комментарии

6 комментариев для “Понимание Шивы и 8 ошибок в восприятии его символов”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =

0%